Растем вверх или вширь

Итак, вы получили образование, приобрели какой-то опыт работы в студии, стали самостоятельным дизайнером и теперь ведете свои собственные проекты. Вы отсняли один или несколько реализованных объектов и, возможно, даже успели опубликовать что-то в интерьерных журналах. Какое-то время вам будет этого более чем достаточно. Но рано или поздно может возникнуть вполне резонный вопрос: а дальше-то что?


Конечно, вполне вероятно, что этот вопрос и не возникнет. Быть может, вы нашли и свое призвание, и свою бизнес-нишу, и все вас устраивает. Вы делаете свои 5–10–20 проектов в год, незначительно повышаете цены, чтобы обогнать инфляцию, ведете именно тот образ жизни, который хотите, и вам не нужно никаких перемен. Если это так, за вас можно только порадоваться.
Но все чаще и чаще я сталкиваюсь с ситуацией, когда вроде бы вполне успешные коллеги начинают беспокоиться о том, что их любимая некогда работа превращается в рутину. Хочется новых, свежих впечатлений, более крупных и интересных проектов, больших бюджетов, больших гонораров, больше славы, в конце концов. И на повестке дня встает вопрос: куда двигаться дальше?
На мой взгляд, есть два возможных пути развития в сфере дизайна.
Первый – расширение. Вы организуете студию и постепенно выводите ее на все более высокие позиции на рынке. Вы снимаете офис, возможно, кооперируетесь с другими дизайнерами, нанимаете помощников для черчения и визуализации. Таким образом, вы можете одновременно вести все больше и больше проектов, бизнес расширяется, а ваша прибыль, соответственно, увеличивается.
Главная сложность данного пути – выбравшему его необходимо быть не только классным дизайнером, но и отличным организатором. Я видела массу архитектурных и дизайнерских бюро, которые пошли по этому пути. Кто-то добился потрясающих успехов, другим это не удалось. У некоторых дизайнеров, руководящих студиями, абсолютно нет времени заниматься собственно дизайном. Все их время уходит на организацию рабочего процесса, решение вопросов, связанных с бухгалтерией, маркетингом и общением с клиентами, и это не делает их счастливыми.
Думаю, большинство дизайнеров, основавших собственные студии, представляли себе, что они сами будут вести только лучшие проекты – большие, высокобюджетные, интересные. А те, что попроще, отдадут своим сотрудникам. Кому-то удалось достичь желаемого, кому-то – еще нет. Это в значительной степени зависит от личных качеств.
Все очень индивидуально. Возможно, что у вас прирожденный талант организатора и вам этот процесс доставляет не меньше удовольствия, чем дизайн. А может, вы умеете правильно расставить приоритеты и спланировать свою работу так, чтобы в ней соблюдался баланс между организационными вопросами и творческими. Тогда этот путь для вас – настоящая золотая жила.
Если вы приняли решение двигаться по этому пути, вам потребуется подробный бизнес-план, расчет рентабельности. Вам нужно просчитать затраты на аренду офиса, зарплату и прочие расходы, понять, сколько проектов и по какой цене вам нужно сделать, чтобы не только окупить все эти затраты, но и заработать себе на жизнь. Вам нужно заранее продумать, что вы будете делать в более тихие месяцы, когда количество заказов сократится – все-таки дизайн интерьера во многом сезонный бизнес (к примеру, у меня и многих моих коллег во второй половине лета и начале осени обычно немного новых проектов), из каких денег вы будете платить сотрудникам зарплату. Вам очень серьезно нужно задуматься о том, каким образом формировать оплату труда – будет ли это оклад, сдельная оплата, процент от проекта или какой-то другой вариант?
Вам нужно будет подумать о способах мотивации сотрудников. Как говорит мой отец, Бог человеку сотрудников дал за грехи его. К сожалению, зачастую получается так, что люди хотят получать зарплату за то, что они присутствуют на работе. Сделать так, чтобы они при этом еще и работали, – ваша задача и ваша головная боль.
Я иногда с ужасом вспоминаю, каким я была работником в архитектурном бюро. Например, я могла весь день висеть в Интернете и общаться в чате. Могла делать один чертеж две недели – не потому, что он такой уж сложный, просто большую часть времени я не делала его. А уж воспоминания о моих рекордах в игре «Сапер» и вовсе заставляют задуматься о том, не угробила ли я свою работодательскую карму.
Вам предстоит решить и многие другие задачи – озаботиться юридическим оформлением предприятия, бухгалтерией и налогами, не говоря уже о лицензиях на нужные для работы студии компьютерные программы.
Успешное преодоление упомянутых проблем многого стоит: те дизайнеры, которым удается наладить работу студии, могут действительно снимать с нашей работы самые сливки. Не секрет, что времени для творчества у дизайнера не так уж много: творческий процесс присутствует в основном на ранней стадии работы над проектом, когда интерьер еще только начинает вырисовываться в голове автора. А потом приходится заниматься прозаическими и рутинными вещами – чертежами, сметами, стройкой. При хорошей организации рабочего процесса руководитель имеет возможность переложить на плечи своих сотрудников большую часть этой рутины, оставив себе самую интересную часть работы и самые интересные проекты.
Второй путь – для прирожденных одиночек, людей, которым проще сделать работу самим, чем объяснить, как ее делать, другим. Он заключается в том, чтобы наращивать не количество проектов, а их уровень, бюджет и, соответственно, цену.
В этом случае вы можете работать в одиночку или время от времени нанимать помощников на отдельные работы и проекты. Вы можете стать таким дизайнером, которого заказчики передают из рук в руки как большую ценность. Вам не обязательно регистрировать предприятие, вам не нужен офис… Казалось бы, это гораздо более естественный путь для дизайнера интерьера. Но есть некоторые сложности и здесь.
Не секрет, что многие социальные и культурные группы людей очень закрыты. И чем выше достаток людей, тем более закрыта группа. Соответственно, вам будет со временем все сложнее и сложнее продвигаться вперед. Я думаю, что именно в этом и состоит проблема многих дизайнеров, которым не хватает профессионального и финансового роста. Они отлично заняли свою нишу на рынке, но выйти за ее пределы само собой не получается. Чтобы выйти на новый уровень, необходимо прилагать осознанные усилия и даже более того – сознательно спланированные усилия.
Необходимо в определенной степени стать публичным человеком. Не как кинозвезда или эстрадный певец, но двигаться в этом направлении. Посещать нужные мероприятия. Думать о том, как и во что вы одеты. Публиковаться в лучших журналах. Привлекать внимание к своей персоне и своей работе иными доступными способами – участием в конкурсах, ТВ-программах, дизайнерских мероприятиях.
Вас должны заметить, вы должны завести правильные знакомства, общаться на равных с людьми того круга, в котором хотите работать. Это не всегда легко. Вспомните какой-нибудь фильм или сериал о девушке из бедной семьи, которая попадает в богатое чопорное общество и мучается от сознания собственного несоответствия его стандартам. Это и есть судьба дизайнера, который решил выйти за рамки своей ниши, – только ему еще надо придумать, как в это общество попасть.
Мне кажется, что дизайнеры, добившиеся мировой известности, в своей жизни с успехом комбинировали оба этих подхода, по сути, чередовали их. Сначала человек растет как профессионал вверх, набирает клиентуру и оборот. Потом обрастает помощниками и коллегами, его команда разрастается до какого-то предела. Затем уже студия снова растет вверх, прорываясь на новые уровни рынка, выходя на новые горизонты. И снова происходит реструктуризация (не всегда именно расширение) студии.
Не важно, какой именно путь вы изберете, решите двигаться вверх, расти вширь, чередовать и комбинировать оба этих подхода или остановиться в какой-то момент и наслаждаться своими достижениями. Главное, чтобы вы всегда были уверены, что ваш выбор – это именно то, чего вы хотите. Не ставьте перед собой ложных целей, не гоняйтесь за чужими идеалами и ценностями. Всегда оставайтесь собой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.